Математика (3-4 класс)
Аннотация к рабочей программе ПО МАТЕМАТИКЕ ФГОС НОО
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М.И. Моро и др. - Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебников:
1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 2. Моро М.И. и др. Математика. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
3. Моро М.И. и др. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 ч. 4. Моро М.И. и др. Математика. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
Рабочая программа содержит обязательные компоненты: планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Кроме этого в программе определены цели и задачи курса, ценностные ориентиры и описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика».
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч. в неделю. Курс рассчитан на 540 ч.: в 1 классе - 132 ч. (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 136 ч. (34 учебные недели в каждом классе).
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьник учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Основа арифметического содержания – представление о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, деление и умножение).
Программа предусматривает ознакомление с величинами и их измерением. Важной особенностью программы является включение в нее элементов
алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение), что позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной
зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).
Содержание курса имеет концентрическое строение. Отражающее последовательное расширение области чисел.
Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Окружающий мир (3-4)
Аннотация к рабочей программе ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ФГОС НОО
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова - Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебников:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. 3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
Рабочая программа содержит обязательные компоненты: планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Кроме этого в программе определены цели и задачи курса, ценностные ориентиры и описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)».
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. Программа рассчитана на 270 ч.: 1 класс - 66 ч. (33 учебные недели), 2-4 классы - по 68 ч. (34 учебные недели).
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира, что в основной школе будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории литературы и др.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира; идея целостности мира; идея к уважению мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. В каждом разделе программы предусмотрена проектная деятельность, имеющая большое значение для достижения планируемых результатов.
Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Родной русский язык (4)
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Цель предмета: воспитание уважения к родному (русскому) языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
Изучение родного (русского) языка на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
• развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
• проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
• осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
• овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса;
• расширение объема используемых в речи грамматических средств;
• совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Описание предмета в учебном плане
Предмет «Родной (русский) язык» относится к образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Предмет «Родной (русский) язык» изучается в первом полугодие. В учебном плане на изучение предмета «Родной (русский) язык» в 4 классе отводится 17,5 часов / 34 часа (1 час в неделю).
Риторика, образовательный модуль (1-3)
Рабочая программа учебного курса «Риторика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на основе программы «Детская риторика» авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа содержит обязательные компоненты: планируемые результаты освоения учебного курса; содержание учебного курса; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Учебный курс «Риторика» входит в часть учебного плана школы, формируемую участниками образовательных отношений.
На изучение смыслового чтения в каждом классе начальной школы отводится 1 ч. в неделю. Программа рассчитана на 101 ч.: 1 класс - 33 ч. (33 учебные недели), 2-3 классы - по 68 ч. (34 учебные недели).
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
Учебный курс «Риторика», позволяет готовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами. Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации таких текстов, как в устной, так и письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного -неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов, составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первую и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Не одна система знаний не может состоять из отдельных ничем не связанных островков информации. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свое мнение.
Литературное чтение на родном русском языке (4)
Литературное чтение на родном языке:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Основы религиозных культур и светской этики (4)
Аннотация к рабочим программам комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочие программы учебного курса ОРКСЭ по модулям «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; сборника рабочих программ, 4 класс, «Основы религиозных культур и светской этики», авторы Данилюк А.Я., Емельянова Т. В., Марченко О. Н. и др.
Рабочие программы содержат обязательные компоненты: планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Учебный предмет ОРКСЭ (модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики»), входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».
Данные модули изучаются обучающимися 4-х классов с согласия и по выбору родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе, 1 ч. в неделю (34 часа в год).
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Образовательный процесс в границах учебного курса и, сопутствующей ему системы межпредметных связей, формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Модуль «Основы православной культуры»
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Модуль «Основы светской этики»
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Шемшурина А.И.
Курс ОРКСЭ вводится в 4 классе. Данный период в развитии младших школьников самоценен для их образования на начальном уровне и является основой многоаспектного развития ребенка в дальнейшем образовательном процессе. В этот период закладывается основы нравственного развития и воспитания детей, их гражданского и человеческого становления. Логика программы по светской этике учитывает уровень интеллектуального, эмоционального и психологического развития ребенка, педагогически грамотно выстраивает образовательную среду четвероклассников, способствующую приобретению опыта нравственного поведения и отношений с окружающими людьми.
Принципы деятельностного подхода реализуются в проектной деятельности учащихся, когда они взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, а также в познавательной деятельности.
Программы обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Литературное чтение (1-4/2023)
Окружающий мир (1-4/2023)
Изобразительное искусство (5-7/2023)
Иностранный (английский) язык (5-9/2023)
Биология (базовый уровень) (5-9/2023)
Биология (базовый уровень) (6-9/2023)
Вероятность и статистика (7-9/2023)
Модуль «Введение в новейшую историю России» (9/2023)
Обществознание (6-9/2023)
Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКР) (5-6/2023)
Иностранный (английский) язык (6-9/2023)
Русский язык (базовый уровень) (5-9/2023)
Русский язык (базовый уровень) (6-9/2023)
Физическая культура (5-9/2023)
Физика (базовый уровень) (7-9/2023)
Физическая культура, для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе«А»
(5-9/2023)
Информатика 7-9 база 2023 (7-9/2023)
Финансовая грамотность от А до Я (5-9/2023)
Физика. Углубленный уровень (10-11/2023)
Английский язык» (базовый уровень) (10-11/2023)
Биология. Базовый уровень (10-11/2023)
Вероятность и статистика. Базовый уровень
(10-11/2023)
География. Базовый уровень (10-11/2023)
Геометрия. Углубленный уровень (10-11/2023)
История (базовый уровень)
(10-11/2023)
Алгебра и начала математического анализа. Базовый уровень (10-11/2023)
Алгебра и начала математического анализа. Углубленный уровень (10-11/2023)
Геометрия. Базовый уровень (10-11/2023)
Вероятность и статистика. Углубленный уровень (10-11/2023)
Литература» базовый уровень (10-11/2023)
Литература. Углубленный уровень (10-11/2023)
Основы безопасности жизнедеятельности (10-11/2023)
Обществознание (10-11/2023)
Обществознание», углубленный уровень (10-11/2023)
Русский язык, базовый уровень (10-11/2023)
Физика, базовый уровень (10-11/2023)
Физическая культура (10-11/2023)
Физическая культура, для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе«А»
(10-11/2023)
Химия, базовый уровень (10-11/2023)
Элективный курс «Вопросы истории: теория и практика» (10-11/2023)
Элективный курс «Лингвистический анализ текста»(профильный уровень) (10-11/2023)
профориентация «Социальное проектирование» (10/2023)
Английский язык (11 класс)
История, базовый уровень (11 класс)
История, углубленный уровень (11 класс)
Обществознание, базовый уровень (11 класс)
Родной русский язык (11 класс)
Физика, базовый уровень (11 класс)
Физика, профильный уровень (11 класс)
Физическая культура (11 класс)
«Физическая культура» для обучающихся 11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А»
(11 класс)
Элективный курс «Вопросы обществознания: теория и практика» (11 класс)
Информатика база (10-11/2023)
Россия - мои горизонты (6 - 11 классы)
Профиминимум (6 - 11 классы)